русский english

Правовое воспитание: цели, содержание и формы.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправлен­ного воздействия на духовное и физическое развитие человека в целях подготовки его к деятельности в обществе. Воспитание тесно связано с обучением и образованием. Правовое воспитание направлено на формирование у человека должного правосознания, повышения его правовой культуры, в конечном итоге, обеспечение правопорядка. Необходимо различать «правовое воз­действие» от «правового воспитания». Правовое воздействия включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений. Правовое воспитание — это процесс систематического и целе­направленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребно­стей, установок. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением и обра­зованием. Разница в том, что правовое обучение состоит, прежде всего, в передаче знаний, а правовое воспитания процесс более глубокий, направ­ленный не только и не столько на передачу знаний, сколько на формиро­вание у человека соответствующих ценностей, убеждений, мировоззре­ния. Таким образом, правовое обучение - это одна из форм правового воспитания. Правовое воспитание - это сложный процесс, содержание которого выступает систематическое и целенаправленное воздействие на людей с помощью правовых, идеологических, специально-воспитательных средств. Субъектом воспитания чаще всего выступают государственные ор­ганы, образовательные учреждения, общественные организации. Объектами воспитание выступают всё общество, группы населения (школьники, студенты, правонарушители, преступники и т.д.), отдельные индивиды. К формам правового воспитания относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, правовая практика и др. Правовое обучение осуществляется в школе, в средних и высших учебных заведениях. Особую роль играют специальные юридические учебные заведения, задачей которых является подготовка юристов-профессионалов. Правовая пропаганда состоит в распространении наиболее общест­венно значимых правовых знаний, идей, убеждений с помощью возмож­ностей, СМИ, кино, специальных государственных и общественных структур (наподобие бывшего всесоюзного общества «Знание»). Непосредственное участие граждан в правовой практике способст­вует усвоению ими соответствующих знаний и убеждений законопослуш­ного гражданина. Здесь речь идёт, прежде всего, об участии граждан в специальной, в том числе правоприменительной деятельности в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников и т.п. В качестве наиболее важной общей цели правового воспитания сле­дует назвать повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан. Достижение данной цели предполагает решение множества конкретных задач: передача соот­ветствующих правовых знаний; формирование положительного отноше­ния к праву; привитие желания и умения использовать правовые знания на практике. Правосознание является отдельным видом (формой) общественного сознания, наряду с политическим, нравственным, религиозным и другими видами. Правосознание отражает самые различные элементы правовой сис­темы, и само является её составной частью. Правосознание — это форма общественного сознания, включаю­щая знания, оценки правовой действительности и правовые установки.

Наверх
© 2006-2015