русский english

Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права - это совокупность всех действующих в стране юридических норм, а система законодательства - это совокупность принятых в стране нормативно-правовых актов. Система права — это его структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститу­тов, институтов, подотраслей и отраслей права. Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных нормативных актов в той или иной области общест­венной жизни. Между системой права и системой законодательства существу­ет тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый коди­фицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому что учитывает требования системы права, осу­ществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (кодексы, уставы, поло­жения и т.п.) содержат нормы одной отрасли права. Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли зако­нодательства (например, уголовное право и соответствующее уго­ловное законодательство). Другие — еще не имеют строго опреде­ленной отрасли законодательства (например, аграрное право). На­конец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо от­раслями права (например, транспортное, хозяйственное, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохра­нении и т.п.) Систему права и систему законодательства необходимо разли­чать по следующим основаниям: 1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — норматив­ный акт; 2) если система права выступает в качестве содержания, то сис­тема законодательства — в качестве формы; 3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система зако­нодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от зако­нодателя; 4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй); 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства — еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод пра­вового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам госу­дарственного управления (например, комплексным являются сельскохозяйственное, торговое законодательство). Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных догово­рах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Наверх
© 2006-2015