русский english

Закономерности исторического развития и типологии государства.

Типология государств – это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на группы с целью раскрытия их социальной сущности. Так, исходя из размеров территории, гос-ва делят на великие, средние и малые. На базе исторического подхода выделялись древние, средневековые и современные государства, а по характеру цивилизации - на восточные, западные и смешанные. Рассматривая вопрос о типологии, следует учитывать, что она в от­личие от простой классификации призвана раскрыть закономерности ор­ганизации и развития государств. Т.о., типология позволяет: 1) выделить основные этапы развития гос-ва; 2) установить общие черты гос-в, относящихся к одному типу. В науке существует два наиболее разработанных подхода к типоло­гии гос-ва: формационный и цивилизационный. Формационный подход базируется на разработанном в трудах Мар­кса и Энгельса понятии «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). В соответствии с положениями формационного подхода, сущность гос-ва, как и других социальных институтов определяется экономическими факторами. Этот подход выделяет первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую ОЭФ и соответствующие им, кроме первой, типы государств. Эти типы различаются в зависимости от того, какой класс является господствующим в системе общественных отношений, обладает основной массой господствующей в тот или иной период формы собственности и имеет соответственно в своих руках го­сударственную власть. Достоинства этой теории: 1) убедительно была доказана зависимость типа гос-в от экономики; 2) были объединены в единые классификационные группы гос-ва, имеющие единый характер гос. власти.. Недостатки: 1) однолинейность; 2) умаление роли социокультурных факторов в развитии гос-ва. Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода. Впервые данный подход был сформулирован и всесторонне обоснован русским мыслителем Н.Я. Данилевским. Этот подход отказывается от абсолютизации эконо­мических факторов и определяет тип государства через духовно-культурные факторы. Он базируется на утвердившимся еще в эпоху Про­свещения понятии «цивилизация». Цивилизация — это локальная общественная система, обладаю­щая общностью культурных, нравственных, религиозных, простран­ственно-географических и ряда других характеристик. Таким образом, в отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п. (египетская цивилизация, китайская, западная, православная, иранская, мексиканская и др.)

Наверх
© 2006-2015