русский english

Форма устройства современных государств. Федерация в России.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных ор­ганов. Двумя основными формами являются унитарная и федеративная. Унитарные государства (Китай, Франция, Италия, и т.д.) - это единые, централизованные, целостные образования, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой го­сударственной власти обладают только центральные органы. Федеративное государство (США, ФРГ, Индия и др.) - это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом. От унитарной и федеративной формы государственного устройства, следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой союза государств. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации. У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)). Форма государственного устройства РФ. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавли­вает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нор­мы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках прини­маются конституции, а в других субъектах - уставы. В-третьих, респуб­лики вправе устанавливать свои государственные языки (наряду с рус­ским) В силу этого многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России действует на основе ряда принципов: государ­ственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ СРФ, равно­правие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ве­дения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность Рос­сии. Выделяется также сфера совместного ведения РФ и СРФ, в которой приоритет также отдан федерации в целом, её государственным органам. СРФ наделе­ны сферой ведения по остаточному принципу. Акты СРФ не могут противоречить федеральным актам, принятым по двум первым сферам, и, напротив, акты СРФ, принятые в пределах ведения субъектов, имеют приоритет перед фе­деральными актами. Конституционно-правовой статус России характеризуется тем, что она является суверенным государством, имеет свою Конституцию, еди­ную правовую систему, обладает территориальным единством, общими для всей Федерации ОГВ, единым граждан­ством, единым экономическим пространством, единой денежной едини­цей, собственностью и т.д. Конституционно-правовой статус СРФ характеризуется тем, что они обладают своей территорией, входящей в территорию РФ; имеют право самостоятельно уста­навливать систему ОГВ на своей территории; формируют собственную систему законодательства.

Наверх
© 2006-2015