русский english

Разделение властей как принцип организации современного государства.

Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важ­нейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права. Разделение властей - принцип организации и деятельности госу­дарственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и неза­висима от других, что обеспечивается собственным источником форми­рования и наличием своего предмета ведения. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пре­делы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, пу­тем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или за­конам и другими способами. Народовластие - это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в орга­низации и деятельности государственного аппарата. Конституционно-правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 К. РФ «1) Носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в РФ является её многонациональ­ный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также… Принцип верховенства права применительно к государственному аппарату означает, что организация и вся деятельность последнего стро­иться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. Закон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом - парламентом. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны при­ниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, что­бы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам ра­венства и справедливости, должно соответствовать интересам и потреб­ностям общества. Среди других принципов следует назвать принципы гласности, профессионализма, федерализма (для федеративных государств), соче­тания единоначалия и коллегиальности и др. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов. Профессионализм означает необходимость использования в дея­тельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью от­ветственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы про­фессионального образования и переподготовки кадров. Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, - в наличии собст­венной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации. Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности заключает­ся в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.

Наверх
© 2006-2015