русский english

Административный процесс: понятие, особенности, принципы.

Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п. С юр. позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве адм. процесса. Возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения адм.-процессуальной деятельности, а именно: правоприменителъный и правоохранительный. Иначе говоря, основу для формирования понятия адм. процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет адм.-процессуальная деятельность: а) адм.-процедурная; б) адм.-юрисдикционная. В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (д/л) по осуществлению установленных адм.-правовыми нормами различного рода адм. процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий. Во втором случае в центре внимания — осуществление исполнительными органами (д/л) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании. Фактически при любом понимании адм.-процессуальной деятельности действия, совершаемые исполнительными органами (д/л), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых адм.-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере гос. управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального адм. права. На основе изложенного адм. процесс может быть представлен в качестве урегулированной адм.-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (д/л) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных адм. дел, возникающих в сфере гос. управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти. Адм. процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (д/л). В зависимости от характера индивидуальных дел формируется понятие административного производства. Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета. Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств. Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам: а) юрисдикционное производство; б) процедурное производство. Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически-властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; адм.-процессуальные отношения и принципы и т.п.

Наверх
© 2006-2015