русский english

Понятие административного принуждения и его особенности.

Являясь разновидностью гос. принуждения, адм. принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере гос. управления, то есть выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпыва-ется только этим. Одновременно в целях правоохраны адм.-принудительные меры вы-полняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность. В самом широком смысле адм. принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в адм.-правовых нормах. Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, то есть их использование отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (д/л), непосредственно их реализующих в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако в предусмотренных действующим российским законодательством случаях отдельные меры адм. принуждения применяются судами (судьями). В частности, это относится к случаям наложения наиболее строгих адм. наказаний за совершение адм. п-ий. Для адм. принуждения характерно следующее: а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными адм.-правовыми нормами принудительных мер властью уполномоченных на то исполнительных органов (д/л); б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (д/л), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению адм. власти. Эта особенность связана с тем, что меры адм. принуждения применяются к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (д/л). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в некоторых случаях и юр. лица (например, в области охраны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т. п.). Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников; в) меры адм. принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех адм.-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере гос. управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, природоохранные правила и т. п.); г) как правило, меры адм. принуждения применяются исполнительными органами (д/л), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере гос. управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.). Особое место отводится мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных отношений: Лишь в широком смысле их можно отнести к административному принуждению, поскольку соответствующие меры, в которых выражается дисциплинарная власть руководителя, применяются в административном порядке. Но непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководитель наделен полномочиями административной власти. Меры административного принуждения разнообразны. По их целевому назначению они могут быть подразделены на три группы: административно-предупредительные меры; административно-пресекателъные меры; меры административной ответственности.

Наверх
© 2006-2015