русский english

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

Важнейшим условием юр. силы правового акта является его соответствие уст. требованиям, предъявляемым как к его юр. содержанию, так и к порядку его принятия (издания). Так, с позиции юр. содержания правовых актов управления можно выделить следующие основные требования: а) правовой акт не должен противоречить К. РФ, действующему закон-ву, нормативным актам П. РФ; б) правовой акт должен основываться на конст. разграничении предметов ведения и полномочий между ОИВ РФ и аналогичными органами СРФ; в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов; г) правовой акт должен быть издан полномочным ОИВ (д/л), то есть в рамках закрепленной за ним компетенции; д) правовой акт должен быть юр. обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (д/л). В силу этого в нем д.б. четко выражены цели его издания, а также основания и юр. последствия; е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы гос. управления; ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать уст. действующим закон-вом права и законные интересы граждан и негос. формирований в сфере гос. управления. Определенные требования предъявляются и к порядку издания правовых актов. В их числе, например, соблюдение коллегиальности, если такая предусмотрена официально; необходимость согласования проектов актов с заинтересованными сторонами; соблюдение установленного официально наименования акта; соблюдение установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполнители, сроки исполнения, контроль за исполнением и т. п.). Важное значение для механизма действия правовых актов имеют уст. процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном случае акцент должен быть сделан на подготовке проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре принятия, подписания и т. п. Для процедуры подготовки правовых актов управления с позиций обеспечения их соответствия требованиям законности важное значение имеет установленный порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ; правила подготовки ведомственных нормативных актов; порядок государственной регистрации и опубликования ведомственных нормативных актов. Все эти нормативные установления обобщены в Указе Президента РФ от 26 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов, дает основания для признания их недействительными.

Наверх
© 2006-2015