русский english

Понятие принципы и особенности государственного управления.

Гос. управление — разновидность соц. управления, под которым понимается специфический вид гос. деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деят.), а также от управленческой деят. ОО и других негос. формирований (трудовые коллективы) Термин "гос. управление" широко используется в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся в СССР, давая тем самым К. основания для выделения данного вида гос. деятельности. К. РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин — "исполнительная власть". Объясняется это К. провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 К. РФ гос. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес соотношение гос. управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие гос. управления до 80-х гг. Место и роль гос. управления в механизме гос. власти определялись следующими характеристиками: а) гос. управление — конкретный вид деятельности по осущ. единой гос. власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации гос. власти; б) гос. управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юр.-властных полномочий; в) гос. управление — прерогатива спец. субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы гос. власти или же органы гос. управления, г) гос. управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, соц.-культурным и адм.-полит. строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов гос. управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество гос-ва как собственника основных средств производства; д) гос. управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Такова обобщенная характеристика гос. управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юр.-властных полномочий в адм., то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность адм. правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) гос. управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, адм. государственных предприятий) и т. п. В таком понимании органы гос. управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата гос. власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов гос. власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных орг. проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов. Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего — гос. управление и осуществляющие его функции гос. органы есть состав-ная часть единого механизма гос. власти. Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике гос. управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством? Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами гос. и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой гос. власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юр.-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общ. отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене гос. аппарата, осущ. такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение — это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная гос.-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

Наверх
© 2006-2015