русский english

Предмет и метод АП.

Предмет АП представляет собой общ. отношения, связанные с гос.-управ. деятельностью, т. е. управленческие. Но к ним не м.б. отнесены отношения, возникающие в связи с функционированием негосу. формирований, так как преобладающие интересы членов таких объединений выражаются не в юр. нормах. Однако АП регламентирует некоторые стороны деятельности таких формирований. По отношению к предмету АП его роль можно назвать регулятивной, что имеет огромное значение для эффективности функционирования системы исполнительной власти. АП упорядочивает управленческие общ. отношения, т. е. придает им характер, соответствующий интересам общества и гос-ва. Адм.-правовые отношения - отношения, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций гос.-управ. деятельности. Границы сферы гос. управления, в которой возникают адм.-правовые отношения, определяются наличием спец. субъектов - ОИВ. АП регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осущ. управленческих функций. В зависимости от особенностей участников выделяют следующие виды адм.-правовых отношений: 1) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне; 2) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне; 3) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями и т. д.; 4) между субъектами исполнительной власти и исполнительными ОМСУ; 5) между субъектами исполнительной власти и негос. объединениями; 6) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; 7) между субъектами исполнительной власти и гражданами. Метод АП. Любая отрасль права использует в качестве средства правового рег. три юр. возможности: - предписание - возложение прямой юр. обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусм. правовыми нормами; - запрет - возложение прямой юр. обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусм. правовыми нормами; - дозволение – юр. разрешение совершать в условиях, предусм. правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Адм.-пр. рег. - форма юр. опосредования отношений, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Следовательно, адм.-пр. рег. рассчитано прежде всего на такие общ. отношения, в которых исключается равенство участников. Выделяют следующие особенности адм.-пр. рег.: - использование таких правовых средств распорядительного типа, как предписания, находящих выражение в том, что одной стороне рег. отношений предоставлен объем юр. властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться; - односторонность юр. властного волеизъявления одного из участников отношений; - специфич. взаимосвязь между управляющими. Т.о., суть методов адм.-пр. рег. управленч. общ. отнош. м.б. сведена к следующему: а) уст. определенного порядка действий - предписание к действию в соотв. условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной адм.-пр. нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юр. последствий, на достижение которых ориентирует норма; б) запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юр. средств воздействия (Ex, дисцип. или адм. ответств.); в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных адм.-пр.й нормой. Это «жесткий» вариант дозволения; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

Наверх
© 2006-2015