русский english

Административная правоспособность и дееспособность субъектов АП.

Адм. правоспособность — проявление общей правоспособности, то есть уст. охраняемой гос. правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комплекс юр. обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта. Для возникновения адм.-пр. отношений такой предпосылкой является адм. правоспособность, выражающаяся в определяемой адм.-пр. нормами возможности данного субъекта приобретать адм.-пр. обязанности и права и нести юр. ответственность за практическую их реализацию в сфере гос. управления. Адм. правоспособность в своей сущности определяется особенностями указанной сферы. Субъекты АП становятся субъектами адм.-пр. отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою адм. правоспособность в рамках конкретных адм.-пр. отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены адм. дееспособностью. Налицо соотношение адм.-пр. статуса того или иного субъекта АП (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также наряду с правоспособностью является важнейшим элементом адм.-пр. статуса. На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между адм. право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого адм.-пр. статуса. Это, в частности, относится к ОИВ, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юр. закрепления их компетенции. В компетенции выражается их адм. правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в адм.-пр. отношениях, то есть их дееспособность. Для органов управления способность участвовать в адм.-пр. отношениях фактически является их прямой юр. обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об адм. дееспособности гос. служащих, являющихся д/л гос. предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что адм. дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, то есть органом управления.

Наверх
© 2006-2015